Э. Т. А. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»

Коты давно уже живут бок о бок с человеком, и высокомерно-задумчивое выражение их глаз то и дело наводит на мысль, что они понимают гораздо больше, чем показывают. До Гофмана коты в литературе находили место разве что в сказках, писатель же выбрал одного из них орудием и маской для своей сатиры.

Литературоведы называют «Житейские воззрения кота Мурра» вершиной творчества Гофмана. Роман был завершен и опубликован незадолго до смерти писателя в 1821 году.

«Житейские воззрения кота Мурра» краткое содержание

Повествование развивается по двум сюжетным линиям. Первая — автобиография ученого кота Мурра, вторая — жизнеописание капельмейстера Крейслера.

Необычная композиция объясняется ошибкой при наборе заготовок для печати: в предисловии «первый издатель» признается, что текст, написанный котом, перемежали разрозненные страницы из биографии капельмейстера. Всему виной пренебрежение Мурра к книгам в хозяйской библиотеке — он разодрал одну и прокладывал страницы между листами своей рукописи вместо промокательной бумаги.

История Мурра

Читателю стоит знать, что ученый кот был потомком знаменитого Кота в Сапогах. Но судьба поначалу не баловала достойного потомка: вместе с братьями и сестрами новорожденного Мурра пытались утопить в реке. Котенок выжил только благодаря случайно проходившему мимо маэстро Абрагаму. Тот вытащил из воды едва живого кота и отнес его домой.

Кем же был благодетель Мурра? Маэстро Абрагам разбирался в алхимии, а, возможно, и в магии, что делало его самым влиятельным придворным в маленьком княжестве в Пруссии. (Княжество было до того маленьким, что, вероятно, попросту выпало из кармана Бонапарта во время прогулки).

Мурр проводил много времени на письменном столе хозяина и в библиотеке, быстро научился читать и познакомился в главными философскими учениями эпохи. В частности, кот разделял взгляды Жан-Жака Руссо и восхищался его учением, а также являлся убежденным последователем Иммануила Канта.

Много читая, кот неизбежно захотел написать что-то свое. Его первыми литературными опытами были несомненные шедевры:

  • «Мысль и чутье, или Кот и Пёс»,
  • «К вопросу о мышеловках» (сочинение о политике),
  • «Кавдаллор — король крысиный» (подражание классической трагедии).

Были еще стихи, но все рукописи, к сожалению, утрачены. Мурр ошибся, когда дал почитать свои произведения соседскому псу: тексты увидел хозяин собаки, и узнав, кому они принадлежат, наябедничал маэстро Абрагаму. Так коту запретили пользоваться библиотекой, брать у хозяина бумагу и чернила и настоятельно рекомендовали вернуться к охоте на мышей.

Мурр был разочарован и обижен, но лишения только закалили его дух, и кот продолжил писать втайне от всех.

История Крейслера

Страницы, вырванные из биографии Крейслера, и проложенные между листами рукописи Мурра странным образом дополняют повествование кота. Это удивительное совпадение, так как кот рвал страницы не читая.

Иоганнес Крейслер еще ребенком потерял родителей. Маэстро Абрагам стал для него наставником и покровителем, обучил музыке и привел в высший свет. Капельмейстер преподавал музыку дочерям князя и влюбился в одну из них.

Читайте онлайн «Житейские воззрения кота Мурра» — дальнейшая судьба Крейслера складывается в духе мистического детектива. В романе будет любовь к княжне и соперничество со зловещим принцем, имитация смерти, тайное убежище в монастыре, секреты старого аббата, вещие сны и цыганские предсказания.

Традиции немецкого романтизма

Отличительная черта литературы романтизма — произведение строится на игре, противопоставлении реальности и вымысла. В «Житейских воззрениях…» Гофман вывел игру на новый уровень. Сложно определить, какая сюжетная линия олицетворяет реальность: необыкновенная биография Крейслера или ее приземленная трактовка через события кошачьей жизни.

Фантастическая сказка — популярная форма в литературе романтизма — позволяла возвести в культ чистое искусство, противопоставляя его рационализму эпохи Просвещения. В таких произведениях разумные животные нередко служат масками для авторского «Я».

Считается, что Гофман вкладывал в уста кота Мурра собственные мысли. Кот — самая свободная и откровенная авторская маска в романе, он чаще других транслирует философию и взгляды Гофмана.